Установка коленвала и регулировка коренных подшипников

1. Перед установкой коленвала масляные каналы блока цилиндров и коленчатого вала следует тщательно очистить и про­дуть сжатым воздухом.
Пробки масляных каналов блока должны быть завернуты на уплотнительной пасте УН-25, пробки масляных каналов коленча­того вала необходимо раокернить на глубину 0,5 мм в одном месте.
2. Набивка сальника заднего подшипника коленчатого вала должна быть уложена в держателях сальника так, чтобы концы ее выступали за плоскость разъема блока и зад­ней крышки на 0,7—1,3 мм. Сальник необходимо опрессовать при помощи оправки. Оправка должна быть зажата в подшипнике крышкой, привернутой к блоку болтами, и затем снята.
3. Гнезда в блоке цилиндров, крышки коренных подшипников, вкладыши и шейки коленчатого вала необходимо тщательно проте­реть.
4. Ремонтный размер вкладышей коренных подшипников дол­жен соответствовать ремонтному размеру коренных шеек коленча­того вала. Номинальные и ремонтные размеры вкладышей коренных подшипников и соответствующие им размеры коренных шеек колен­чатого вала приведены в табл. 2.

Таблица 2
Номинальные и ремонтные размеры коренных шеек коленчатого вала




Примечание. На вкладышах ремонтных размеров величина отклоне­ния от номинала по внутреннему диаметру наносится на тыльной стороне.

5. Плоскости разъема вкладышей, установленных в свои гнезда, должны выступать над плоскостью разъема блока и крышек.
6. Вкладыши, имеющие отверстие для подвода смазки, следует устанавливать в гнезда блока.
7. Перед окончательной установкой коленчатого вала поверхно­сти трения вкладышей и шеек коленчатого вала необходимо смазать маслом индустриальным 50.
8. Крышки коренных подшипников должны быть установлены в блок в соответствии с метками о нераскомплектовании, выбитыми на них при разборке двигателя. В пазы крышки заднего подшипника следует установить две резиновые прокладки из маслостойкой ре­зины.
Торцы крышек и гнезд блока должны быть в одной плоскости.
9. Масляный зазор между коренными шейками коленвала и вкладышами должен быть в пределах 0,026—0,071 мм.
При установке коленвала проверку масляного зазора следует производить поочередно у всех коренных подшипников при помощи калиброванной пла­стинки из латунной фольги длиной 25 мм, шириной 12,5 мм и толщи­ной 0,07 мм в такой последовательности:
а) установить смазанную маслом пластинку между вкладышем и шейкой коленчатого вала вдоль шейки;
б) затянуть болты крышки подшипника; момент затяжки 12,5—13,6 кем (затяжка болтов всех остальных подшипников дол­жна быть при этом ослаблена);
в) опробовать усилие, необходимое для провертывания коленча­того вала рукой за противовес: масляный зазор считается нормаль­ным, если коленчатый вал провертывается туго или совсем не про­вертывается (при условии если до постановки пластинки он про­вертывался свободно).
10. Вкладыши коренных подшипников должны прилегать к своим гнездам не менее чем на 85% всей поверхности вкладыша.
11. Переднюю и заднюю шайбы упорного подшипника коленча­той; вала следует устанавливать так, чтобы стороны их, не залитые баббитом, были обращены к тор­цам упорного подшипника, а фиксирующие выступы шайб исклю­чали возможность их повертывания.
12. Осевой люфт коленчатого вала должен быть в пределах 0,075—0,175 мм. Регулировка производится подбором передней шайбы упорного подшипника по толщине.
13. Шестерню коленчатого вала необходимо установить на шейку вала до упора в упорную шайбу, при этом резьбовые отверстия под съемник на торце шестерни должны быть обращены наружу от блока. Упорная шайба должна быть плотно зажата между торцами шестерни и шейки коленчатого вала.
14. Момент затяжки болтов крепления крышек коренных под­шипников должен быть в пределах 12,5—13,6 кгм.
15. Под головки болтов переднего и средних подшипников сле­дует установить плоские шайбы, а под головки болтов заднего под­шипника— запорную пластину. Выступы пластины. должны быть загнуты на грани головок болтов.
16. Болты переднего и средних подшипников необходимо за­шплинтовать попарно мягкой вязальной проволокой диаметром 1,6 мм.
17. После окончательной затяжки подшипников крутящий мо­мент, необходимый для провертывания коленчатого вала, не должен превышать 5 кгм.