Диагностирование шасси тракторов и автомобилей - Механизмы управления поворотом и тормозов

Содержание материала


Механизмы управления поворотом и тормозов

Механизмы управления поворотом и тормозов. Управляемость колесных машин зависит от суммарного углового зазора в рулевом механизме (свободный ход рулевого колеса), усилия на рулевом колесе, а также от сходимости и развала передних колес. На управляемость машин с гидроусилителем руля влияет состояние агрегатов гидравлической системы. Управление поворотом гусеничных машин зависит от функционирования муфт поворотов и тормозов.
Свободный ход рулевого колеса проверяют при ТО-2 с помощью индикатора КИ-13943. Шкалу индикатора устанавливают на рулевом колесе, а указатель закрепляют на лобовом стекле кабины так, чтобы стрелка находилась в зоне шкалы, соответствующей мерке диагностируемого трактора. Пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Поворачивают рулевое колесо вправо до начала сжатия пружины центрирующего устройства (К-701, К-700), движения штоков гидроцилиндров поворота (Т-150К), устранения зазоров в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг (тракторы остальных марок). Перемещая шкалу индикатора по ободу рулевого колеса, устанавливают стрелку указателя над левой границей зоны допускаемого свободного хода. Затем поворачивают рулевое колесо влево до устранения зазоров в рулевом механизме и шарнирах тяг. Если стрелка выходит за границу соответствующей шкалы, то свободный ход рулевого колеса превышает 20°.
Свободный ход регулируют путем устранения зазоров в шарнирах тяг следящего устройства (К-700, К-701); в шарнирах тяги обратной связи и в зацеплении червяк — сектор (Т-150К), в шарнирных соединениях рулевых тяг (МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80, ЮМЗ-6). 9 тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 проверяют осевое перемещение промежуточного вала рулевой колонки и устраняют зазор затяжкой гайки.
Усилие на ободе рулевого колеса проверяют приспособлением КИ-16333. Для измерения усилия закрепляют на ободе кронштейн приспособления и отсоединяют продольную тягу от рулевой сошки. На тракторах с гидроусилителем руля запускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Поворачивая приспособлением КИ-16333 рулевое колесо, фиксируют усилие на ободе. Аналогично измеряют усилие при повороте колеса в другую сторону.
У тракторов с гидроусилителем руля усилие на ободе должно быть не более 50 Н, а у тракторов без гидроусилителя — не более 80 Н.
При ТО-2 проверяют и регулируют тормоза колесных тракторов. У тракторов К-701, К-700, Т-150К проверяют ход штоков тормозных камер с помощью линейки и регулируют при необходимости, а затем регулируют свободный ход тормозной педали (10-25 мм).
У тракторов К-701, К-700, Т-150К, МТЗ-100, МТЗ-80 при ТО-3 проверяют и регулируют стояночный тормоз.
При ТО-2 у гусеничных тракторов проверяют и регулируют свободный ход рычагов и полный ход педалей управления поворота приспособлением КИ-9919. Техническое состояние муфт поворота оценивают по усилию, прикладываемому к рычагам управления поворотом, в момент трогания гусеницы с места. Усилие измеряют динамометром КИ-16333 после регулировки механизма управления, плавно отпуская рычаг, удерживаемый с помощью динамометра. Допускаемые усилия должны быть не менее 108 Н у тракторов Т-130 и Т-100М и 64 Н у тракторов Т-70С и Т-70В.