Диагностирование машин внешним осмотром - Стук коренных подшипников

Содержание материала


Стук коренных подшипников

Стук коренных подшипников коленчатого вала прослушивают против коренных опор со стороны, противоположной механизму газораспределения (рис. 4, зона 7). Если подшипники изношены, при номинальной частоте вращения коленчатого вала с периодическими увеличениями до максимума, в указанной зоне будет слышен регулярный, четкий стук низкого тона. При износе подшипников против верхней мертвой точки шатунных шеек коленчатого вала со стороны, противоположной механизму газораспределения (режим работы двигателя такой же, как и при прослушивании коренных подшипников), будет слышен более звонкий звук металлического характера среднего тона.
При выключении подачи топлива в проверяемом цилиндре стук подшипников исчезает.
Стуки в средней части двигателя (зона 5) указывают на износ втулок распределительного вала, а в передней части (зона 6) — на износ распределительных шестерен.
При увеличении зазора в сопряжении палец-втулка шатуна или палец-бобышка поршня на уровне верхней мертвой точки оси пальца со стороны, противоположной механизму газораспределения (зона 3), будет слышен сильный стук высокого тона, который хорошо прослушивается на малой частоте вращения коленчатого вала и при переходе на номинальную частоту.
Сильный стук глухого тона по всей высоте цилиндра (зона I) свидетельствует об износе сопряжения гильза-поршень.
С повышением нагрузки стук усиливается и хорошо слышен при малой частоте вращения коленчатого вала с переходом на среднюю. Если изношены сопряжения поршень — кольцо, при таком же режиме работы двигателя, на уровне положений пальца в верхней и нижней мертвых точках слышен глухой дребезжащий стук.
В зоне плоскости разъема головки и блока цилиндров (зона 2) на прогретом двигателе при малой частоте вращения коленчатого вала прослушиваются стуки в клапанном механизме.
Предварительную оценку состояния двигателя можно сделать но характеру дымления при нормальном температурном режиме. Бездымный выхлоп свидетельствует о нормальном протекании рабочего процесса в цилиндрах прогретого двигателя; белый дым — вода попадает в цилиндры (прогорание прокладки, слабая затяжка гаек крепления головки цилиндров, трещина в головке), неполное сгорание топлива (поздняя подача); синий дым — большой расход картерного масла в результате износа деталей цилиндропоршневой группы; темный (черный) дым — избыток топлив», нарушение момента его подачи, неисправны форсунки.