Диагностирование машин внешним осмотром

Содержание материала

Предварительной оценке состояния машины во многом способствует внешний осмотр, прослушивание работы механизмов. Осмотр начинают с проверки узлов и механизмов, работоспособность которых вызывает сомнение. Затем определяют общее состояние машины, ее комплектность, отсутствие подтекания масла, охлаждающей жидкости, топлива через уплотнения, состояние креплений, наличие видимых дефектов деталей. При опросе водителя машины выявляют величину расхода картерного масла на угар, наличие шумов, стуков, перегрева двигателя, оценивают мощностные и экономические показатели.
Предварительные данные о техническом состоянии двигателя можно получить при его пуске и прогреве. В теплое время года двигатель должен запускаться через 2—3 мин, при температуре минус 15—20°С — в течение 5—8 мин (с подогревом картерного масла). Более продолжительный пуск при нормальной частоте вращения коленчатого вала свидетельствует о неисправности основного двигателя. Причинами трудного пуска могут быть: попадание воздуха в систему топливоподачи, плохое качество распиливания топлива, неправильная установка момента начала подачи топлива, износ деталей подкачивающей помпы, нарушение регулировок топливного насоса, износ деталей цилиндропоршневой группы, неисправности механизма газораспределения и др.
Время прогрева двигателя после запуска при закрытом радиаторе в теплое время года — не более 8 мин. Одной из причин длительного прогрева является наличие накипи в системе охлаждения. После прогрева двигателя до нормального теплового режима (температура охлаждающей жидкости 80-90°С) проверяют показания контрольно-измерительных приборов и при помощи автостетоскопа (рис. 3) прослушивают в определенных зонах силу и характер стуков и шумов, соблюдая режимы работы. Острием щупа автостетоскопа прикасаются к проверяемому участку работающего двигателя и через телефон прослушивают его работу.



3. Автостетоскоп ТУ 17.М0.082.017:
1 — корпус; 2 — наконечник; 3 — головной телефон.


4. Зоны прослушивания дизеля:
1 — поршни; 2 — коромысла клапанов; 3 — поршневые пальцы; 4 — толкатели; 5 — подшипники распределительного вала; 6 — распределительные шестерни; 7 — коренные подшипники коленчатого вала.